Государственное казенное учреждение социального обслуживания Свердловской области
«Социально-реабилитационный центр «Синарский»
города Каменска-Уральского»

rabota

Den pensionera logo А4 2014 1

 korrup 1 thumb

 autism

 

 knopka56

byup

 

 

 

 

Медицинские аспекты

Факторы, формирующие здоровье детей

       Факторы риска, в медицинском понимании, означают сочетание неблагоприятных условий, которые значительно повышают вероятность утраты здоровья, возникновения, рецидивирования и прогрессирования болезней, а также угрозу задержки умственного и физического развития. Они определяют предрасположенность к заболеванию, а при наличии причины способствуют развитию заболевания.
       По природе действия выделяют физические, химические, биологические, радиационные, психологические, социальные и т.д. факторы риска. Особую значимость для прогнозирования нарушений здоровья ребенка имеет оценка биологических, социальных, психологических факторов риска.

       К биологическим факторам риска относятся особенности антенатального периода (гестозы беременности, угроза выкидыша, неправильное положение плода, многоплодие, многоводие, переношенная беременность, хирургические вмешательства во время беременности, острые заболевания и обострение хронических заболеваний во время беременности, профессиональные вредности у родителей, необоснованный прием лекарств, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.), особенности течения интранатального периода (длительный безводный период, преждевременные роды, длительные или стремительные роды, пособия в родах, оперативное родоразрешение, патология пуповины (выпадение, обвитие), асфиксия новорожденного и т.д.), особенности постнатального периода (гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.), отягощенность генеалогического анамнеза.

       К социальным факторам риска относятся такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

       К психологическим факторам риска относятся неблагоприятный психологический микроклимат в семье, характерологические особенности матери (повышенная тревожность, напряженность), наличие у родителей вредных привычек и т.д.

       Влияние биологических факторов риска на развитие детей особенно велико первые два года жизни. В последующие годы возрастает доля влияния социальных и психологических факторов.

       Важным является своевременное выявление максимального числа факторов риска у каждого ребёнка и их нивелирование. Особую значимость имеет оценка устранимости фактора риска, т.к. если факторы устранимы, то они относятся к категории управляемых факторов.

       Одним из наиболее негативных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на развитие воспитанников государственных учреждений, является эмоциональная депривация, которая приводит в первые годы жизни к нарушению формирования ассоциативных связей, составляющих основу последующего развития и обучения. С одной стороны, у таких детей повышена потребность во внимании, человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой стороны, имеет место полная неудовлетворенность этой потребности: эмоциональная бедность и однообразность содержания; частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми. Эти особенности общения с взрослыми лишают детей важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности. Устранение эмоциональной депривации при усыновлении ребенка, способствует в дальнейшем нормальному его развитию.

       Таким образом, воздействие на ребенка неблагоприятных биологических факторов риска смягчается благоприятными психологическими и социальными условиями жизни в семье.

       На основании выявленных неблагоприятных биологических, социальных и прочих факторов, врач-педиатр при каждом профилактическом осмотре осуществляет прогнозирование нарушений здоровья и развития и распределение детей в группы риска по формированию определенной патологии для целенаправленного проведения профилактических мероприятий. В условиях воспитания в семье, эти функции выполняет участковый врач – педиатр.

 

Состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях

       Вместе с желанием усыновить, принять в приёмную семью или под опеку/ попечительство ребенка, оставшегося без попечения родителей, у приемных родителей и будущих опекунов чаще всего рождаются опасения: не выявится или не возникнет ли у ребенка некой неизлечимой болезни, которая или погубит его или превратит его жизнь и жизнь приемных родителей в суровое испытание. Конечно, всем родителям хочется жить и радоваться вместе с ребенком, а не мучиться и проклинать судьбу. Но, как показывает практика, не всегда эти опасения бывают оправданы и порой родители отказываются от усыновления вполне здоровых детей, отклонения, в состоянии здоровья которых поддаются коррекции при условии воспитания в полноценной семье.

       В этом материале мы постараемся наиболее полно и достоверно донести информацию об особенностях состояния здоровья, физического и нервно-психического развития воспитанников домов ребенка и других детских государственных учреждений, охарактеризовать основные нарушения в состоянии здоровья детей, воспитывающихся в подобных учреждениях, их лечение и прогноз на будущее. Дети, поступающие в государственное учреждение, в значительной степени не отличаются по состоянию здоровья от детей из биологических семей. При анализе структуры заболеваемости наиболее часто у них встречаются задержки физического развития, которые проявляются в снижении роста и веса ребенка. Причины этого могут быть разными.

       1. Особенности внутриутробного периода развития. В первую очередь, это зависит от того, как протекала беременность, вела ли будущая мама здоровый образ жизни, получал ли ребенок достаточное количество витаминов и микроэлементов, или же он получал токсические вещества в виде алкоголя, никотина и др. Также важным моментом является течение самих родов.

       2. Генетические факторы. Клинические симптомы генетических заболеваний выявляются врачами при объективном осмотре. При их наличии ребенок направляется на обследование у генетика. Говоря о генетических нарушениях, хочется отметить, что достаточно часто будущих приемных родителей волнуют вопросы наследования алкоголизма (наркомании). Нужно сказать, что алкоголизм и наркотическая зависимость не передаются по наследству, в их формировании первостепенную роль играет социальное окружение ребенка.

       3. Характер питания (алиментарный фактор). Для того чтобы ребенок хорошо развивался, необходимо сбалансированное питание во всех возрастных периодах.

       4. Низкое качество медицинской помощи, особенно на первом году жизни. В семьях группы риска родители практически не занимаются здоровьем детей не ходят на консультации к специалистам, не выполняют рекомендации по лечению и сохранению здоровья ребёнка, не обладают навыками ухода за ним.

       5. Эндокринные факторы. Эндокринные железы влияют на все процессы в организме. Например, с работой щитовидной железы связано физическое и интеллектуальное развитие. Недостаточное развитие ряда эндокринных желез может привести к задержке роста. Нарушения работы эндокринных желез особенно сильно сказываются на растущем организме. Наряду с отставанием в физическом развитии у детей (в 80% случаев) встречается неврологическая патология, также являющаяся следствием неблагоприятно протекающего внутриутробного периода, патологии беременности, особенностей ведения родов. Это приводит к тому, что нарушается функция клеток головного мозга, кровоснабжение головного мозга, созревание клеток, образование нервных волокон.

       У ряда детей неврологическая патология сопровождается внешними проявлениями: деформацией черепа, лицевого скелета, ушных раковин, неправильным ростом зубов. Иногда наблюдаются косоглазие, птоз (опущение век), слабость мышц языка, вегетативные нарушения (потливость, слюноотделение). Проявляется неврологическая патология и в поведенческих особенностях:

  • возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабая концентрация внимания;
  • заторможенность реакций, вялость;
  • нарушение общей и тонкой моторики (плохая координация, неупорядоченность движений, избыток движений);
  • речевые дисфункции.

       У детей от 7 до 12 лет, как правило, неврологические проблемы становятся педагогическими. Эти дети плохо запоминают, плохо обучаются, у них нет склонности к точным наукам, наблюдается так называемая «слепота на ошибки», нарушения речи в виде заикания, пропуска букв. Дети с неврологическими проблемами могут быть очень возбудимыми или, наоборот, слишком тихими (не способны ориентироваться в окружающей обстановке, устают от шума и т. д.), у них может часто болеть голова. У подростков неврологическая симптоматика может выливаться в асоциальное поведение.

       Следующая патология, которая встречается у детей, — ортопедическая. Причинами ее возникновения могут быть: патология беременности, особенности ведения родов, отсутствие профилактических мероприятий, направленных на укрепление опорно-двигательной системы.

       При данной патологии могут встречаться следующие проявления: нарушения осанки, диспластические нарушения позвоночника, нарушение развития свода стопы. Нарушения в шейном отделе позвоночника сопровождаются неврологической симптоматикой, так как нарушается кровоснабжение головного мозга. Нарушения в поясничной области могут приводить к энурезу (недержанию мочи), энкопрезу (недержанию кала). В подростковом возрасте костная система заканчивает своё формирование, а иннервация и кровоснабжение костной ткани недостаточны. Тогда дети жалуются на костные, мышечные боли, не могут долго находиться в одной позе.

       Для коррекции нарушений опорно-двигательной системы нужны занятия физкультурой (зарядка), лечебная физкультура (она может проходить на базе поликлиники), коррекционный массаж, в ряде случаев — мануальная терапия (назначается ортопедом). По рекомендации врачей дети могут посещать различные секции (бассейн, баскетбол и др.).

       Следующая патология — заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Дети часто жалуются на боли в животе. Это может быть связано с едой или с психологическими нагрузками, стрессовыми ситуациями. Диагноз уточняется путем проведения дополнительных исследований. Причины возникновения данной патологии могут быть связаны:

  • с характером питания (кратность и регулярность питания, качество питания);
  • с режимом дня;
  • с обстановкой и взаимоотношениями в семье (с наличием длительных отри-цательных эмоций);
  • с токсическим воздействием на слизистую ЖКТ (прием лекарственных пре-паратов и др.);
  • с наличием хронических очагов инфекции, в первую очередь хронического тонзиллита;
  • с наличием заболеваний ЖКТ в раннем возрасте.

       Успех лечения данной патологии зависит в большей мере не от медикаментозного вмешательства, а от диетотерапии и нормализации режима дня, что намного легче осуществить в условиях семьи.

       Часто детям, которые находятся в приюте, свойственны аллергические реакции. В механизме формирования аллергических процессов большое значение придается состоянию печени, желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта. Отрицательную роль играют внутриутробная сенсибилизация к различным аллергенам, раннее искусственное вскармливание, снижение ферментативной активности поджелудочной железы, кишечника.

       Проявления аллергии могут быть следующие: кожные сыпи, зуд; отек губ, нёба, гортани. Может наблюдаться респираторный синдром (изменения со стороны дыхательной системы): осиплость голоса, слезотечение, чихание, слизистые выделения из носа, кашель. Наиболее часто встречается гастроинтестинальная аллергия, ее проявления характеризуются тошнотой, рвотой, изжогой, диареей, запорами, болями в животе.

       Еще одна проблема — тубинфицированность. При первичном осмотре и анализе медицинской документации тубинфицированность выявляется у 20% детей, поступающих в приют. При тубинфицированности болезнь не проявляется, но возбудитель живет в организме ребенка и дает о себе знать, когда ослаблен иммунитет. Высокий уровень тубинфицированности среди детей в приютах связан с социальными проблемами в их кровных семьях: «скученное» проживание в условиях коммунальной квартиры, открытые формы туберкулеза у асоциальных родителей, авитаминоз, ведущий к снижению иммунитета у ребенка, и т. д. У детей приюта он также связан с низким качеством медицинской помощи (отсутствие необходимых прививок, отсутствие контроля динамики реакции Манту), с иммунодефицитом (ослабление иммунной системы).

       В заключение необходимо сказать следующее: при медицинской реабили-тации ребенка огромную роль играет семья, в которой он находится. Очень важен индивидуальный подход к ребенку, который проявляется в создании ин-дивидуального режима дня, сбалансированности питания с учетом конкретного заболевания, в контроле лекарственной терапии, в систематизация лечебных мероприятий, в индивидуальных оздоровительных занятиях с ребенком. Приемные родители, которые хотят взять в свою семью ребенка, имеют полное право и обязательно должны получить всю медицинскую информацию о ребенке.

 

Нарушения психического развития детей

       Мы остановимся на проявлениях различных нарушений, которые вы можете заметить у ребенка, когда он придет в вашу семью. Знать эти симптомы необходимо. Это позволит,
       во-первых, вовремя обратить на них внимание;
       во-вторых, не бояться их;
       в-третьих, при их появлении сразу же обратиться за помощью к специалистам для того, чтобы на самой ранней стадии решить проблему и не дать ей развиться.

       У каждого из нас есть предрасположенность к развитию каких-либо заболеваний (например, к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сердечно - сосудистой системы и т. д.). Есть люди, у которых наблюдается, предрасположенность к нарушениям психической сферы. Кто-то на стресс будет реагировать тем, что у него разовьется какая-либо болезнь, например гастрит, а у кого-то болезнь отразится на психике, например, человек начнет заикаться.

       У детей могут наблюдаться следующие нарушения психического развития.

  • Астенические и астено - невротические состояния.
  • Неврозы страха.
  • Нарушения сна и аппетита.
  • Нервные тики.
  • Вредные привычки.

Астенические и астено - невротические состояния

       Астения — это истощение нервной системы. Астения может появляться не только на уровне нервной системы, но и на уровне тела. Человек начинает чувствовать слабость, повышенную утомляемость, его ничто не радует, для него характерны эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, повышенная раздражительность и плаксивость, может нарушаться сон.

       У взрослого человека астения чаще всего связана с какими-то переживаниями, с усталостью на работе, с конфликтами в семье. У детей астения формируется немного по-другому. Выделяют два варианта астенических состояний у детей.

       Первый вариант сопровождается возбуждением ребенка. Можно привести такой пример: у ребенка достаточно большая нагрузка в течение дня (он ходит в спортивную секцию, много занимается в школе и т. д.); когда вечером ребенка приводят домой, он перевозбужден, бегает, отказывается идти спать. Родители видят, что ребенок устал, но остановить его невозможно. Такое состояние и поведение ребенка связаны именно с перевозбудимостью нервной системы. Здесь важно вовремя обратиться к специалисту. Нужно уменьшить нагрузку на ребенка и давать ему по рекомендации врача препараты, укрепляющие нервную систему. Тогда эта симптоматика исчезнет очень быстро — в течение 2-3 недель.

       Второй вариант астенических состояний проявляется в том, что ребенок, наоборот, становится очень вялым, еле-еле ходит, плохо запоминает, у него постоянная сонливость и расслабленность. В данном случае также необходимо обратиться к специалисту, решить, какие нагрузки можно убрать, и какую лекарственную терапию применять.

       Остановимся на причинах возникновения астенических состояний. Чаще всего астенические состояния бывают на фоне органических поражений головного мозга. У детей из приюта часто стоит диагноз, связанный с недоразвитием определенных отделов коры головного мозга. Эти диагнозы в большинстве случаев снимаются после 1-2 лет курсового лечения.

       Когда родители берут ребенка из приюта, у них есть определенные ожидания, по поводу того, каким должен вырасти ребенок. Так, папа может считать, что ребенок должен хорошо разбираться в математике, мама видит его музыкантом, бабушка хочет, чтобы ребенок стал фигуристом, а дедушка — чтобы он стал шахматистом. В таких случаях у детей обычно очень перегружен распорядок дня, и к вечеру ребенок уже не понимает, что с ним происходит, он не помнит, что делал утром, и плохо ориентируется в происходящем. После 6 месяцев такого напряжения ребенок может просто «выключиться» из жизни. Главное бы родители не ждали от ребенка слишком значительных достижений. Им необходимо дать ребенку 1-2 нагрузки, выбрав самое важное. Не надо ждать от детей, что они обязательно станут учеными, поступят в университет, хотя это не исключено.

       К истощенным состояниям могут присоединяться разные неврозоподобны проявления: ребенок начинает сосать палец, кусать ногти, появляются тики.

       Самые тяжелые астенические состояния возникают у детей, когда в семье есть напряженные отношения, конфликты между папой и мамой, бабушкой и дедушкой, и между старшим и младшим поколениями. Даже если ребенок не видит самих скандалов, он все равно чувствует напряжение, понимает, что что-то не так. Ребенок может даже не осознавать этого неблагополучия, но внутри — на уровне чувств — он ощущает его, и это истощает его внутренние силы. Чаще всего ребенок винит себя в неблагополучии: «Я в чем-то виноват, со мной что-то не так». В подобных случаях надо обязательно идти к специалисту. Причем необходимо работать со всеми членами семьи, делать упор на то, что происходит в семье.

 

Неврозы страха

       Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. Считается, что если ребенок до 4-4,5 лет чего-то боится, то это нормально. Так он отрабатывает свою «внутреннюю программу»: ему надо на-учиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту.

       Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате — он просит не закрывать дверь, оставить свет, посидеть с ним, пока он не заснет, и т. д. Когда начинаешь разговаривать с таким ребенком, он рассказывает, что боится, что кто-то спрятался под кроватью, что за окном кто-то летает, что к нему могут забраться злые люди. Причиной этих страхов бывает просмотр вечером фильмов с мистическим содержанием или чтение страшных сказок на ночь, например сказок Братьев Гримм. К подбору историй, сказок, вечерних фильмов надо подходить очень серьезно.

       Можно выделить два типа детей: у одних темперамент такой, что они будут идти навстречу агрессору и отвечать ему отпором, а есть дети, которые пугаются при возникновении опасности, «замирают». Таких детей пугать ни в коем случае нельзя, иначе это может негативно сказаться на всей их дальнейшей жизни.

       Зачастую взрослые сами провоцируют возникновение страхов у детей. Например, отец настоятельно просит ребенка подойти ближе к большой лающей собаке, чтобы тот убедился, что она привязана и не сможет причинить ему вреда. Или мама говорит ребенку, что если он будет себя плохо вести, то она отдаст его милиционеру или злой тете. Таким образом, она провоцирует у ребенка страх потери: «меня оставят». Иногда приемные родители говорят ребенку: «Кушай, а то мы тебя снова в приют отдадим». Это может сформировать у ребенка основу для страха, и ему сложно будет быть успешным в жизни.

       У подростков также бывает много страхов. Первый страх — страх за род-ственников: «вдруг с ними что-то произойдет», «вдруг мама или папа заболеет». Именно в подростковом возрасте человек обычно в первый раз сталкивается с феноменом смерти, начинает его осознавать. Подростки могут бояться болезни и собственной смерти. Это может приводить к навязчивым действиям, например к постоянному мытью рук, связанному со страхом инфекционных заболеваний.

       Некоторые подростки с хроническими заболеваниями «любят» свою болезнь, полностью в нее погружены. Очень часто для таких подростков важно поделиться своими переживаниями с другими, у них ярко выражен страх того, что с ними может что-то произойти (а когда рассказываешь, становится немного легче). У некоторых подростков формируется так называемая вторичная выгода от заболевания. Они получают от окружающих много внимания, заботы и т. д.

       О существовании страхов у ребенка говорят странности в его поведении. Например, ребенок может подолгу не ложиться спать, из-за страха уснуть и быть похороненным; ребенок может выполнять многочисленные ритуалы для того, чтобы с ним что-то не произошло. На такие странности в поведении надо обязательно обращать внимание и идти за помощью к специалисту (психологу или психотерапевту).

       Также среди страхов можно выделить школьные фобии. Особенно часто они встречаются у детей в начальной школе. Обычно младший школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый, не хочет учиться, а потому, что у него развита школьная фобия. Чаще всего выясняется, что ребенок боится учительницы (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд и особенности в поведении, которые пугают ребенка). При возникновении таких проблем лучше идти к специалистам, так как у них есть свои приемы, как «разговорить» ребенка, как обесценить образ того, кого он боится и т. д.

 

Нарушения сна и аппетита

       Нарушения сна бывают двух видов: ребенок не может уснуть и, наоборот, ребенок очень сонливый. Ребенок не может уснуть чаще всего из-за страха или из-за повышенной возбудимости. Повышенная сонливость ребенка обычно связана с астеническим состоянием.

       Особое внимание надо обращать на случаи, когда ребенок хорошо засыпает, соблюдает режим, но во сне начинает себя странно вести: присаживается в кровати; встает и куда-то идет с открытыми или закрытыми глазами, находясь при этом в «странном» состоянии (лунатизм); регулярно разговаривает во сне; у него крайне беспокойный сон (постоянно ворочается). С этими жалобами надо обязательно обращаться к врачу, так как такие особенности чаще всего связаны с органическими поражениями.

       Есть дети, которым очень сложно проснуться. Причина этого может быть в том, что в коре головного мозга есть какие-то нарушения, она не справляется с нагрузкой или выражены астенические состояния.

       Нарушения аппетита нередко встречаются среди детей в приютах. Когда ребенок попадает из условий, в которых он не наедался, в условия, где он может, есть сколько угодно, он начинает, есть очень много. Со временем (через 1-3 месяца) это проходит. В таких ситуациях ребенок может прятать хлеб и др.

       Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэтому пищевой диапазон нужно расширять очень постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя. Нарушения пищевого поведения могут проявляться в отказе от пищи или в чрезмерном потреблении пищи.

       Отказ от пищи, или анорексия, чаще всего бывает в подростковом возрасте (обычно у девочек). Из-за стремления к идеалу, стремления походить на какую-либо модель девочки начинают отказываться от пищи. Если это происходит в разумных пределах, то ничего страшного в этом нет. Но если ребенок резко сокращает свой рацион питания, то это должно насторожить родителей. В таких случаях нужно сразу обращаться к врачу, чтобы определить, что происходит. Проявляться анорексия может следующим образом: девочки очень любят готовить и кормить других, а сами при этом не едят; они вызывают рвоту после еды; начинают чрезвычайно усиленно заниматься спортом. Постоянный отказ от пищи может привести к тому, что дети начинают падать в обмороки, у них наблюдается сильное отставание в весе, желудок перестает принимать пищу (кормление возможно только через капельницу).

       Другой вариант пищевых нарушений — булимия — проявляется в том, что ребенок слишком много ест. Надо обращать особое внимание на случаи, когда ребенок резко изменяет свое пищевое поведение: ел нормально и вдруг начинает постоянно хотеть есть, объедаться. В таких случаях надо разбираться вместе с врачом, что стоит за такими изменениями.

 

Нервные тики

       Тики выражаются в подергивании отдельных мышц. Бывают генерализованные тики, когда дергается все тело. Тики чаще всего возникают в связи с астеническими состояниями. Когда вы замечаете, что у ребенка начинает подергиваться веко, или щека, или другие части лица и тела, надо обязателено обращаться за помощью к специалистам (даже если тики то начинаются, то прекращаются). У тиков есть коварная особенность — они могут закрепиться, и потом от них очень сложно избавиться. Кроме двигательных тиков, бывают и голосовые тики: ребенок шмыгает носом, постоянно всхлипывает и др. В этих случаях также надо обращаться к специалисту.

 

Вредные привычки

       Остановимся на основных вредных привычках у детей.

  • Когда ребенок находится в стрессовой ситуации, он может начать сосать палец. В таких случаях необходимо обращаться к специалистам, а не пытаться лечить ребенка домашними методами.
  • Когда ребенок волнуется, переживает, он начинает грызть ногти, карандаши и другие предметы. Так ребенок чаще всего пытается снять тревогу. Эта привычка может быть связана и с недостаточностью коры головного мозга, в таких случаях бывает, необходима лекарственная поддержка.
  • Некоторые дети (особенно девочки) страдают от такой привычки как выдергивание волос. Такие действия также вызываются повышенной тревожностью. Они приобретают навязчивый характер, могут сопровождаться другими невротическими симптомами.
  • Когда ребенок перед сном начинает сам себя убаюкивать, раскачиваться кровати, чаще всего это связано с тем, что он недополучает внимания, находится в состоянии депривации. Таким образом, снимает тревогу, успокаивает себя.
  • Отдельно нужно остановиться на вопросе детской мастурбации. Важно, чтобы взрослые адекватно относились к этому явлению. Оно вполне нормально, особенно у подростков. Патологией считается, когда ребенок не стесняется взрослых и делает это достаточно часто. Когда дети в возрасте 2-3 лет начинают заниматься самостимуляцией (трут половые органы), надо в первую очередь определить: хватает ли ребенку внимания и любви со стороны окружающих. У девочек это может быть также связано с плохой гигиеной, с наличием инфекций, что вызывает зуд и приводит к подобным действиям. Чаще всего при устранении проблем устраняется и само поведение.

 

Нарушения физического развития детей

 

Недоношенность

       Недоношенность диагностируют у новорожденных, родившихся между 22 и 37 неделями внутриутробного развития. В настоящее время выделяют 2 основные группы факторов, оказывающих влияние на рождение недоношенного ребенка.

       К биологическим факторам риска относятся: гестозы беременности, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания матери, длительный безводный период, со стороны ребенка - асфиксия, острые инфекционные и неинфекционные заболевания и т.д.

       К социальным факторам риска такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи, вредные привычки у родителей и др.

       Причины, вызвавшие рождение недоношенного ребенка в значительной мере определяют степень его функциональной зрелости и темпы развития в постнатальном периоде. Степень недоношенности зависит от срока беременности, при котором произошли преждевременные роды. Недоношенные дети при рождении имеют меньший вес и рост, чем доношенные, они вялы, плохо сосут, срыгивают, чаще и тяжелее болеют простудными заболеваниями, склонны к развитию фоновых заболеваний (анемии, рахита, гипотрофии).

       Диспансерное наблюдение детей, родившихся недоношенными, осуществляется врачом педиатром дома ребенка (участковым педиатром) на 1-ом месяце жизни не реже 1 раза в неделю, с 2-х до 6 мес. — 1 раз в 2 недели. Во втором полугодии жизни — ежемесячно, с 1 года до 3-х лет ежеквартально. Невропатолог, ЛОР, хирург-ортопед, офтальмолог смотрят таких детей 2 раза в год на первом году жизни, далее раз в год.

 

Атопический дерматит

       Атопический дерматит – это хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание кожи. Развитию атопического дерматита способствует отягощенная наследственность, как по материнской, так и по отцовской линиям аллергическими заболеваниями; указания на антигенную стимуляцию плода, обусловленную нарушением питания и медикаментозной терапией во время беременности, токсикозами беременной; после рождения ребенка - ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание и/или неправильное введение пищевых добавок и прикормов ребенку; злоупотребление продуктами, обладающими высокой сенсибилизирующей активностью, частые простудные заболевания, дисбактериоз кишечника и т.д.

       Проявление атопического дерматита сопровождается - гиперемией и отечностью кожи щек, легким шелушением. У ребенка могут наблюдаться упорные срыгивания, опрелости. В дальнейшем может происходить развитие эрозий, корок, чешуек, зуд кожных покровов. Наличие кожных проявлений может сопровождаться патологией со стороны органов пищеварения (гастродуоденит, колит, дискинезия желчных путей); нервной системы (невротические реакции, эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость).

       Лечение атопического дерматита проводит врач педиатр. Лечение включает в себя максимальное пребывание на свежем воздухе, гипоаллергенный быт — ежедневная влажная уборка помещений, ватные подушки и матрацы, одежда из хлопка с исключением синтетических тканей. Таким детям назначают диету с исключением причинно значимых продуктов и продуктов, содержащих аллергены. Сроки соблюдения диеты и ее эффективность определяют с учетом степени чувствительности к причинно-значимым пищевым аллергенам, положительной динамики со стороны кожных и гастроинтестинальных проявлений аллергии, нормализации стула. В лечении атопического дерматита помимо гипоаллергенной диеты назначают антигистаминные средства, используют лекарственные препараты, направленные на улучшение переваривания пищи, сорбцию аллергенов из желудочно-кишечного тракта, улучшение кишечного биоценоза.

       Прогноз

       К 3 - 4 годам при правильной организации ухода, режима дня, питания и воспитания проявления атопического дерматита у большинства детей полностью проходят.

       Диспансерное наблюдение осуществляется врачом-педиатром. Ребенка с атопическим дерматитом педиатр осматривает на первом году жизни в первом полугодии раз в 2 недели, во втором полугодии раз в месяц, на 2 году – раз в квартал, на 3 году – раз в полгода; невролог, дерматолог, ЛОР, окулист - в плановом порядке и по показаниям. При осмотре обращают внимание на состояние кожных покровов (сыпь, сухость) эмоциональный тонус ребенка и т.д. Педиатр дает рекомендации по кормлению и уходу за ребенком с проявлениями атопического дерматита.

 

Перинатальные поражения ЦНС

       Среди воспитанников домов ребенка, как и у их сверстников из семьи распространен диагноз – перинатальное поражение ЦНС. Количество таких детей в семье составляет 47%, практически все дети дома ребенка имеют данный диагноз.

       Перинатальные поражения ЦНС (перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – это повреждения головного мозга, возникающие с 28–ой недели беременности и до 8-ого дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга, и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Восстановительный период перинатального поражения ЦНС (ПЭП) продолжается до 1 года жизни у доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка.

       По своему происхождению и течению перинатальные поражения ЦНС делятся на:

  • гипоксические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов матери (острая гипоксия плода, асфиксия);
  • травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением плода в момент родов;
  • токсико-метаболические, в результате токсического воздействия на плод (алкоголь, наркотики, радиация и т.д.);
  • инфекционные, где повреждающими факторами могут служить вирусы, бактерии, грибы и т.д.

       Лечение перинатальных поражений ЦНС легкой степени тяжести осуществляется в условиях дома ребенка под контролем врача-педиатра и невролога (педиатром и неврологом детской поликлиники). Дети с перинатальными поражениями ЦНС средней и тяжелой степени лечатся и наблюдаются на базе специализированного дома ребенка (при усыновлении - проходят курс лечения в условиях стационара, после чего наблюдаются на педиатрическом участке.

       Лечение детей с перинатальными поражений ЦНС включает в себя: медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, элементы педагогической и психологической коррекции.

       Прогноз

       Исходами перинатальных поражений центральной нервной системы у детей раннего возраста могут быть: полное выздоровление, задержка психического, моторного развития ребенка; синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); синдром вегетативно-висцеральной дисфункции; при тяжелых поражениях ЦНС - эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич и т.д.

       В более старшем возрасте у таких детей часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и пр.

       При своевременной диагностике и лечении детей с перинатальными поражениями ЦНС в подавляющем большинстве случаев формируются такие исходы, как выздоровление, СДВГ.

       Диспансерное наблюдение

       Дети, перенесшие легкую форму перинатальных поражений ЦНС, наблюдаются врачом педиатром дома ребенка (участковым педиатром) и неврологом до 1 года жизни, при средней и тяжелой степени - до 3 лет и более. Ребенка с перинатальным поражением ЦНС педиатр осматривает на первом году жизни раз в месяц, на 2 году – раз в 3 месяца, на 3 году – раз в полгода; невролог – 1 раз в 3 месяца, при субкомпенсации – 2 раза в год; нейропсихолог, логопед – по показаниям. При осмотре обращают внимание на эмоциональный тонус ребенка, физическое и нервно-психическое развитие, резистентность организма, вегетативную регуляцию и т.п. Особое внимание у таких детей обращают в периоды эмоционального стресса, острой заболеваемости, при обострении хронической патологии, когда ребенок нуждается в дополнительных корригирующих мероприятиях (коррекция питания, витаминотерапия, адаптогены, массаж, ЛФК и т.д.).

 

Гипотрофия

       Гипотрофия — это хроническое расстройство питания и пищеварения, характеризующееся различной степенью дефицита массы тела.

       В основе формирования гипотрофии лежит нарушение процессов переваривания, всасывания и усвоения питательных веществ под воздействием следующих факторов: нарушения режима питания, количественного дефицита или качественной несбалансированности суточного рациона питания, наличии у ребенка перинатальных поражений ЦНС, анемии, рахита, заболеваний ЖКТ, врожденных пороках развития, иммунодефицитных состояний, инфекционных заболеваний и т.д.

       Гипотрофия характеризуется снижением массы тела, при этом наблюдается истончение подкожно-жирового слоя, изменение эластичности кожи, снижение мышечного тонуса, нарушается сон, терморегуляция, могут развиться диспепсические расстройства (срыгивание, рвота, неустойчивый стул). В более тяжелых случаях отмечается задержка темпов физического и нервно-психического развития.

       Лечение воспитанников домов ребенка с гипотрофией легкой и средней степени проводится врачом педиатром дома ребенка (детей, воспитывающихся в семье – участковым педиатром), дети с тяжелой гипотрофией получают лечение в условиях стационара.

       Основными принципами лечения гипотрофии являются: устранение причины гипотрофии, диетотерапия, организация правильного ухода за ребенком, устранение метаболических нарушений и витаминной недостаточности, санация очагов инфекции в организме.

       Диета имеет самое непосредственное значение в успехе лечения больного гипотрофией. Она должна быть адекватна сниженным ферментативным и функциональным возможностям больного; строиться не только с учетом общего состояния ребенка, толерантности его к пище, но и степени тяжести гипотрофии. Пища ребенка с гипотрофией должна включать достаточное количество витаминов и минеральных веществ. Такой ребенок должен быть окружен вниманием и лаской, надо стремиться вызвать у него улыбку, радость, так как эмоциональный тонус играет самое непосредственное значение в эффективности лечения (воздействие на ЦНС). В комплексном лечении гипотрофии большое значение имеют массаж и ЛФК, которые назначают тогда, когда энергетическая ценность пищи достигает возрастных величин. В занятия лечебной физкультурой включают активные гимнастические упражнения в соответствии с имеющимися у ребенка двигательными реакциями. Пассивные и активные упражнения проводят для развития задержанных двигательных навыков, а также используют приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей и избирательного — на участки гипотетичной мускулатуры, включающего все приёмы массажа.

       Прогноз течения гипотрофии у детей с легкой ее степенью при своевременной диагностике, правильном лечении и кормлении заканчивается выздоровлением в сравнительно короткий срок - до 3 месяцев.

       Диспансерное наблюдение осуществляется в течение 1 года врачом-педиатром дома ребенка (педиатрического участка). Ребенка, перенесшего гипотрофию, педиатр осматривает на первом году жизни в первом полугодии раз в 2 недели, во втором полугодии раз в месяц, на 2 году – раз в квартал, на 3 году – раз в полгода; невролог, ЛОР, окулист - в плановом порядке и по показаниям. При осмотре обращают внимание на физическое развитие (соответствие возрасту роста и массы тела, толщину подкожно-жирового слоя и его распределение, темпы массо-ростовых прибавок), эмоциональный тонус ребенка, нервно-психическое развитие, признаки гиповитаминоза и т.д. Дети с данным диагнозом требуют особого внимания в критические периоды развития: при адаптации к детскому учреждению, во время и после перенесенных острых заболеваний и т.п., когда выражен эмоциональный стресс и повышены энергозатраты организма.

 

Рахит

       Рахит — заболевание растущего организма, характеризующееся нарушением обмена веществ, в первую очередь минерального, процессов формирования костной ткани, с изменением функций различных органов и систем.

       Витамин Д3 образуется в слоях кожи под воздействием ультрафиолетового спектра солнечных лучей и в дальнейшем активно влияет на обмен кальция и фосфора в организме, способствует минерализации костной ткани. В период интенсивного роста и развития ребенка потребности в витамине Д3 возрастают. В связи с этим возникает необходимость в дополнительном приеме витамина Д3 - профилактической дозе (500 ME), которую ребенок должен поручать ежедневно на протяжении двух лет, исключение составляют летние месяцы. Предрасполагающими факторами к развитию рахита являются: дефицит солнечного облучения; несбалансированное питание, фоновые заболевания (перинатальные поражения ЦНС, гипотрофия, анемия, заболевания ЖКТ, почек, инфекционные заболевания и т.п.), что требует дополнительной коррекции витамина Д3.

       Начальный период рахита проявляется симптомами вегетативных нарушений (повышенная потливость, выраженный красный дермографизм, вазомоторная возбудимость), повышенной нервной возбудимостью (беспокойство, пугливость, нарушение сна). В результате трения потной головкой о подушку появляется облысение затылка.

       Далее нарастают симптомы со стороны костной ткани появляются признаки размягчения костей (уплощение затылка, сплющенная с боков голова, сдавленная в боковых отделах грудная клетка, гаррисонова борозда, искривление костей голеней), в последующем наблюдается избыточное образование остеоидной ткани (выступание лобных и теменных бугров, квадратная форма черепа, «реберные четки», «рахитические браслеты» и «нити жемчуга» на конечностях), появляется мышечная гипотония и слабость связочного аппарата суставов, симптомы нарушения деятельности внутренних органов, системы кроветворения, запаздывает прорезывание зубов, может определяться задержка темпов физического и нервно – психического развития.

       Лечение рахита легкой и средней степени осуществляет врач-педиатр дома ребенка (участковый педиатр). Дети, с диагнозом рахита тяжелой степени как в доме ребенка, так и семье встречаются редко. При выявлении таких детей, лечение им проводится в условиях стационара.

       Режим назначают соответственно возрасту ребенка с обеспечением максимального пребывания на свежем воздухе: прогулки должны быть не менее 2-3 раз в день. Большое значение имеют поддержание эмоционального тонуса ребенка, стимуляция положительных эмоций с учетом основных возрастных линий развития. Одежда ребенка не должна стеснять его движений. Купать ребенка необходимо ежедневно. Ребенку с проявлениями рахита с целью уменьшения ацидоза назначают диету с преобладанием щелочных валентностей: преимущественно овощи, фрукты. С учетом тяжести и характера течения рахита ребенку назначают препараты витамина D или его метаболиты. Курс лечения в зависимости от степени тяжести составляет 30—45 дней. В лечении рахита большое значение имеют массаж, ЛФК, а также соленые и хвойные ванны, солено-хвойные ванны. Массаж и ЛФК при рахите приводят к улучшению мышечного тонуса, крово- и лимфообращения, улучшению биоэнергетических процессов в мышечной ткани и предупреждают возникновение деформаций опорно-двигательного аппарата, способствуют коррекции возникших деформаций, улучшению функционального состояния органов и систем, предупреждению отклонений психомоторного развития.

       Прогноз течения рахита у детей при своевременном лечении и проведении профилактических мероприятий – благоприятный и заканчивается выздоровлением.

       Диспансерное наблюдение осуществляется в течение 3 лет врачом-педиатром дома ребенка (педиатрического участка) с систематическим выполнением комплекса профилактических мероприятий (УФО в осенне-зимний период, препараты кальция, витаминотерапия, закаливание, массаж). Ребенка, перенесшего рахит, педиатр осматривает на первом году жизни раз в месяц, на 2 году – раз в квартал, на 3 году – раз в полгода, хирург, ортопед - по показаниям. При осмотре обращают внимание на развитие костно-мышечной системы (размеры родничка, мышечный тонус, костные деформации), эмоциональный тонус ребенка, физическое и нервно-психическое развитие. Особое внимание следует уделять таким детям во время и после перенесенных острых простудных и инфекционных заболеваний, эмоциональных стрессах и т.п., что требует дополнительной коррекции дозы витамина Д3.

 

Анемия

       Под анемией понимают патологическое состояние, характеризующееся уменьшением содержания гемоглобина и/или количества эритроцитов в единице объема крови и приводящее, в связи с этим к развитию кислородного голодания тканей.

       Для формирования дефицита железа имеется ряд предпосылок, связанных в первую очередь с тем, что потребности в железе, в особенности в раннем возрасте, во много раз превышают возможности поступления его в организм. Недостаточность железа более всего угрожает детям 6—18 месяцев, когда возрастает потребность использования железа.

       Развитию анемии у воспитанников домов ребенка способствуют такие заболеваний, как: гипотрофия, рахит, атопический дерматит, перинатальные поражения ЦНС, стрессовые ситуации и т.п. Любое инфекционное заболевание резко повышает расходование железа, которое при этом преимущественно поступает не в костный мозг, а в очаг воспаления и другие ткани.

       Железодефицитная анемия у детей проявляется бледностью кожных покровов, снижением аппетита, появлением вялости. Далее отмечаются симптомы со стороны центральной нервной системы: сонливость, вялость, быстрая утомляемость. Понижаются сократительная способность мышц (появляется мышечная гипотония), основной обмен, и появляются такие симптомы, как зябкость, апатичность, снижается масса тела. Могут наблюдаться - сухость кожи, выпадение, ломкость и сухость волос; нарушается функция желудочно-кишечного тракта - появляются диспепсические расстройства (срыгивание, рвота). За счет симптомов компенсации кислородной недостаточности учащаются дыхание и пульс. Может определяться увеличение печени и селезёнки.

       Лечение анемии легкой и средней степени тяжести осуществляет врач-педиатр дома ребенка (участковый педиатр в домашних условиях). Дети с анемией тяжелой степеней проходят курс лечения в условиях стационара.

       Детям с диагнозом анемии необходимо максимальное пребывание на свежем воздухе. Сон в хорошо проветриваемом помещении. Питание должно быть полноценным и рациональным, с большим содержанием витаминов, микроэлементов. Медикаментозная терапия предусматривает, прежде всего, введение препаратов железа. Дополнительно назначают курсы витаминотерапии (С, В, Р, фолиевую кислоту), массаж, ЛФК. Для восстановления нормальной кишечной флоры назначают бифидумбактерин, лактобактерин. Показатели крови после курса лечения возвращаются к норме через 2-3 недели.

       Прогноз при своевременно начатом лечении и правильном уходе за ребенком благоприятный и заканчивается выздоровлением через 1-3 месяца в зависимости от тяжести заболевания.

       Диспансерное наблюдение детям, перенесшим анемию, проводит врач-педиатр дома ребенка (участковый педиатр) в течение 1 года. Осмотр проводится ежемесячно первые 6 месяцев после перенесенного заболевания, а затем на первом году жизни раз в месяц, на 2 году – раз в 3 месяца, на 3 году – раз в полгода, гематолог по показаниям. При осмотре обращают внимание на эмоциональный тонус ребенка, физическое развитие, состояние кожи и слизистых, сердечно-сосудистой системы. Осуществляют контроль гематологических показателей (гемоглобин, эритроциты). В критические периоды развития ребенка: при адаптации к детскому учреждению, во время и после перенесенных инфекционных и простудных заболеваний, при эмоциональных и физических нагрузках требуется дополнительный контроль показателей крови (гемоглобин, эритроциты).

 

Тимомегалия

       Тимомегалия – увеличение вилочковой железы (тимуса). В тимусе происходит выработка гормонов, которые принимают участие в становлении иммунной системы, обмене веществ организма человека.

       Причинами увеличения тимуса, могут быть: неблагоприятное течение беременности и родов; со стороны ребенка - недоношенность, перенесенные острые заболевания и обострения хронической патологии, эндокринные нарушения, поражения ЦНС, наследственная предрасположенность и т.д.

       Внешне дети с увеличением вилочковой железы выглядят бледными, пастозными, масса тела у них часто превышает средние возрастные показатели. Подкожно-жировая клетчатка рыхлая, мышечная система выражена слабо. Миндалины большие, рыхлые, часто обнаруживаются значительные аденоидные разрастания, в связи, с чем затрудняется носовое дыхание и формируется своеобразный аденоидный тип лица. Дети с увеличением тимуса склонны к вялотекущим воспалительным заболеваниям слизистых оболочек (ринитам, ринофарингитам, отитам, конъюнктивитам), проявлениям аллергических реакций.

       Лечение детей с увеличением вилочковой железы проводит врач педиатр дома ребенка (участковый педиатр), врач – иммунолог, ЛОР. В основе лечения лежит стимуляция защитных сил организма (иммунитета) ребенка.

       Таким детям необходимо соблюдать режим дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе. Учитывая склонность детей с тимомегалией к аллергическим реакциям и избыточной массе тела - пища должна быть с ограничением облигатных аллергенов и легкоусвояемых углеводов (каши, кисель, сахар), содержать преимущественно овощи и фрукты.

       Детям с увеличением вилочковой железы показаны растительные адаптогены, стимулирующие защитные силы организма; витаминотерапия; бактериофаги (при нарушении микрофлоры кишечника) и т.д.

       Диспансерное наблюдение

       Ребенок наблюдается врачом педиатром дома ребенка (участковым педиатром) на первом году жизни в первом полугодии - раз в 2 недели, во втором полугодии - раз в месяц, на 2 году – раз в квартал, на 3 году – раз в полгода (при осмотре обращают внимание на физическое, нервно-психическое развитие, эмоциональный тонус); эндокринолог и иммунолог осматривают таких детей 2 раза в год в первые 3 года жизни и 1 раз в год в более старшем возрасте. Общие анализ крови и мочи делается раз в 3-4 месяца; рентгенограмма грудной клетки, ЭКГ (1 раз в 6-8 месяцев).

       Прогноз. При отсутствии увеличения тимуса в течение 4 месяцев ребенок считается практически здоровым.

 

Малые аномалии развития сердца

       МАРС - малые аномалии развития сердца (пролапс митрального клапана, ложные хорды, дистонии папиллярных мышц и т.д.).

       В основе данных нарушении лежат аномалии соединительнотканного каркаса сердца, в результате воздействия на плод различных факторов: вредные привычки (курение, алкоголь), плохое питание, стрессы во время беременности у матери, экологическая обстановка и т.д. МАРС часто клинически не выявляются, диагностируются только при более глубоком обследовании ребенка и не приводят к ограничению его жизни и работоспособности. Как вариант нормы рассматривается открытое овальное окно (ООО).

       Такие дети наблюдаются педиатром на первом году – раз в месяц, на втором году – раз в квартал, третьем – раз в полугодие, далее не реже одного раза в год, ежегодно им проводится функциональное обследование сердца, включающее ЭКГ, УЗИ.

       Прогноз течения МАРС благоприятный. С профилактической целью следует избегать физических перегрузок.

 

Инфекции мочевыводящих путей

       В настоящее время выделяют инфекцию верхних мочевых путей (пиелонефрит), инфекцию нижних мочевых путей (цистит, цистоуретрит) и асимптоматическую бактериурию.

       У 67% детей преимущественно встречается асимптоматическая бактериурия, причинами которой могут служить перенесенные острые заболевания, патология желудочно-кишечного тракта, наличие аллергических заболеваний, нарушение обмена веществ и т.д. Диагноз ставится на основании изменений в анализе мочи (повышенное содержание лейкоцитов, эритроцитов), при этом клинические проявление болезни могут отсутствовать.

       При заболевании верхних и нижних мочевых путей у ребенка наблюдается повышение температуры, тошнота, рвота, сонливость, боли в животе, отеки, частые болезненные мочеиспускания.

       Диагноз при патологии почек ставится на основании клинических, лабораторных и функциональных методов исследования в условиях стационара.

       Прогноз при отсутствии нарушения функции почек – благоприятный и заканчивается выздоровлением, при имеющемся нарушении функции почек – зависит от степени поражения почечной ткани.

       Лечение основывается на ликвидации микробно-воспалительного процесса в почечной ткани и мочевых путях, восстановлении уродинамики, нормализации водно-электролитного, белкового и других видов обмена, восстановлении функционального состояния почек.

       Диспансерное наблюдение проводится в течение 5 лет педиатром дома ребенка (участковым педиатром), узкими специалисты (нефролог, ЛОР-врач, стоматолог, окулист) 2 раза в год (обращают внимание на хронические очаги инфекции, наличие отеков, остроту слуха). Анализы мочи проводятся - 1 раз в 3 месяца, при отсутствии изменений в моче – раз в полгода.

 

Перинатальный контакт с вич-инфекцией

       В наши дни всё больше детей рождается от ВИЧ-инфицированных родителей. Обнаружение у новорожденного антител к ВИЧ-инфекции еще не означает, что ребёнок болеет или перенёс данное инфекционное заболевание. Важно знать, что ряд выработанных антител может быть передан матерью своему ребёнку пассивно, и эти антитела не являются защитной реакцией организма ребёнка.

       На сегодняшний день вероятность рождения инфицированного ребёнка от ВИЧ-инфицированной женщины составляет около 30%. Однако, при условии проведения беременной назначенных врачом профилактических мероприятий, риск рождения у нее ВИЧ-инфицированного ребёнка снижается до 5-10%. Известны случаи рождения здоровых детей от обоих ВИЧ-инфицированных родителей.

       В большинстве случаев практически невозможно сразу после рождения ребёнка от ВИЧ-инфицированной матери достоверно оценить вероятность его заражения. Для окончательного подтверждения или опровержения диагноза необходимо определённое время. Считается, что если положительные серологические реакции на ВИЧ-инфекцию выявляются более 18 месяцев, то это указывает на наличие ВИЧ-инфекции у ребёнка. Если же у ребёнка старше 18 месяцев они отсутствуют и нет положительных лабораторных анализов на ВИЧ, то такой ребёнок считается неинфицированным.

       Дети, ВИЧ - инфицированные матери которых пассивно передали им антитела к ВИЧ, считаются условно больными. Такое состояние, согласно Международному классификатору болезней (МКБ-10), обозначается как неокончательный тест на ВИЧ. Эти дети составляют большинство от числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. С ростом ребёнка происходит разрушение материнских антител и, обычно после 2-х летнего возраста, практически все лабораторные тесты на ВИЧ-инфекцию у них отрицательные. По достижению 3-х летнего возраста они снимаются с диспансерного учета.

 

Принципы наследования и проявления генетических заболеваний у детей

       Наследственными называют болезни, единственная причина которых - возникновение нарушений в хромосомном наборе (хромосомные болезни) или в каком-либо гене (генные болезни). Эти болезни есть во всех областях медицины - болезней нервной системы, психических, эндокринных, костно-мышечных заболеваний, кожи, болезней крови и т. д. Большое значение имеет наследственность в развитии глухоты, слепоты, умственной отсталости. При многих генных болезнях одновременно страдает несколько органов, а при хромосомных такое происходит в большинстве случаев.

       Наследственные болезни неодинаковы по тяжести и течению: как известно, среди них много тяжелых, плохо поддающихся лечению заболеваний, но бытующее мнение, что все наследственные болезни неизлечимы - заблуждение.

       В отношении большинства болезней, связанных с генетикой, приемные дети "не хуже" всех прочих. Консультация врача-генетика для приемного ребенка - часть комплексного медицинского обследования. Исследование хромосом, особенно маленькому ребенку, способствует раннему выявлению наследственной патологии. Другие генетические исследования проводятся по индивидуальным обстоятельствам, если есть клинические проявления болезни.

       В отдельных случаях можно прогнозировать рождение ребенка с тем или иным заболеванием и диагностировать патологию уже в периоде внутриутробного развития ребенка. Некоторые врожденные пороки и заболевания устанавливаются у плода при помощи биохимических, цитогенетических и молекулярно-генетических методик, точнее - комплекса методов перинатальной (дородовой) диагностики. Вероятность рождения ребенка с врожденной или наследственной патологией составляет 3-5%.

       Наиболее известным примером хромосомной болезни является болезнь Дауна (трисомия — появление лишней 21-й хромосомы). Симптомы этого заболевания легко выявляются по внешнему виду ребенка. Диагноз этот ставят уже в роддоме - он «написан на лице». Это и кожная складка во внутренних углах глаз, которая придает лицу монголоидный вид, и большой язык, короткие и толстые пальцы, при тщательном обследовании у таких детей обнаруживаются и пороки сердца, зрения, слуха, умственная отсталость.

       Какие дети имеют большой риск синдрома Дауна? Родившиеся у мам старше 37-38 и особенно старше 40 лет, поэтому беременным такого возраста рекомендуют дородовую диагностику хромосомных болезней. У всех остальных риск низкий, и у приемных детей (в целом) не выше.

       Проводят ли хромосомный анализ приемному ребенку? Да, анализ делают во всех генетических консультациях, и он позволяет разом исключить целую группу болезней. При этом должны быть учтены все известные данные о ребенке и его родителях.

       Часто встречающиеся болезни - гипертония, атеросклероз, астма, раковые опухоли, сахарный диабет, псориаз, эпилепсия, шизофрения, хронический алкоголизм, разве они не зависят от наследственности? - часто спрашивают приемные родители. Да, генетическая предрасположенность играет роль в возникновении этих болезней, но они не относятся к «чисто» наследственным, даже если в семье несколько больных, их так и называют: болезни с наследственной предрасположенностью. За генетической предрасположенностью стоят все те же гены, но, в отличие от генных болезней, это обычно не один ген, а несколько. Риск этих болезней оценивают более приблизительно, исходя из количества больных в семье и некоторых других конкретных обстоятельств.

       Многих приемных родителей особенно волнует наследование умственных способностей, черт характера, наклонностей (в том числе дурных). Наследственность при этом играет большую роль, но не менее сильное влияние, чем генетические факторы, на развитие заболевания оказывает среда, в которой растет ребенок, - уровень образования, социальное окружение ребёнка, школа, и, в особенности, влияние родителей и общесемейный климат.

       В ходе развития ребёнка есть этапы, когда влияние на него окружающей среды имеет первостепенное значение. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности - предподростковый возраст 8-11 лет.

       Ученые считают, что основные психологические черты человек наследует у своих родителей на 40-60%, а интеллектуальные способности наследуются на 60-80%. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических.

       Различные психические и поведенческие отклонения у детей возникают именно в детских домах и домах ребенка, что связано с недостатком внимания к детям в этих учреждениях. Сам факт проживания в семье, а не в условиях учреждения, оказывает решающее воздействие на психическое здоровье ребенка.

       Детей алкоголиков часто называют группой множественного риска. Примерно у 1/5 из них обнаруживаются различные проблемы, которые требуют особого внимания родителей, педагогов, а иногда и врачей. Преимущественно это неусидчивость и невротические расстройства (тики, страх темноты, навязчивые движения и пр.). Реже наблюдаются трудности в усвоении школьной программы, еще реже другие - более серьезные - расстройства, например, судорожные состояния. Эти нарушения не являются проявлениями каких-либо дефектов генетического аппарата и вызваны неблагоприятными условиями, в которых матери вынашивают беременность и растят малышей. Исследования приемных детей показали, что алкоголизм кровных родителей не увеличивает вероятность того, что в будущем ребенок заболеет каким-либо серьезным психическим расстройством. Благоприятная семейная среда может нейтрализовать врожденные особенности, связанные с повышением риска криминального поведения, а неблагоприятная - усилить их.

       Такое заболевание, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), проявляющийся двигательным беспокойством, легкой отвлекаемостью, импульсивностью поведения ребенка в 3-5% случаях может быть также обусловлен генетическими изменениями.

       Аутизм - достаточно редкое, но тяжелое психологическое заболевание - часто является генетически наследуемым. Проявляется аутизм достаточно рано - как правило, этот диагноз ребенку ставят в первые 3 года жизни. Частота встречаемости этого заболевания составляет около 0,02%, а основными его симптомами являются нарушение социального развития, отсутствие или недоразвитие речи, необычные реакции на внешнюю среду и ярко выраженная стереотипность в поведении.

       Таким образом, если вы, решив принять ребёнка в свою семью ребенка, обнаружили, что в его биологической семье были случаи наследственных заболеваний, не стоит сразу пугаться этой информации - целесообразнее получить консультацию у врача-генетика о степени риска развития этого заболевания у данного ребенка. Исследование хромосом маленькому человеку не помешает. Но важно помнить, что благоприятные условия воспитания ребенка в приёмной семье - мощный фактор в формировании его здоровья.

сайт создан ТГ Дизайн вовремя