Государственное казенное учреждение социального обслуживания Свердловской области
«Социально-реабилитационный центр «Синарский»
города Каменска-Уральского»

rabota

Den pensionera logo А4 2014 1

 korrup 1 thumb

 autism

 

 knopka56

byup

 

 

 

 

Особенности периода адаптации в замещающих семьях

С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью, и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени. И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации - приспособления к новым условиям.

       На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений. Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности. Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.

       Ребёнку и взрослому необходимо время для того, чтобы справиться с внутренним состоянием нестабильности, стресса и неуверенности, которое возникает из-за столкновения с изменением каждого из них. Ребёнок оказывается в новом доме, он вынужден приобретать новых друзей, жить по тем порядкам, которые определены в новой семье. Справляться с изменениями и разрешать проблемные ситуации необходимо с учётом особенностей каждого этапа социализации детей в замещающих семьях.

       Прослеживается 4 этапа социализации детей:
       1. «Медовый месяц».
       2. «Уже не гость».
       3. «Вживание».
       4. «Стабилизация отношений».

       Каждый этап имеет свои особенности и разные пути преодоления и решения проблем.

1 этап. «Медовый месяц». Демонстрация идеальной модели поведения со стороны ребёнка.

       Данный этап становится первым шагом в построении близких отношений ребёнка и приёмных родителей. Именно на этом этапе наиболее важным является установление эмоционального контакта ребёнок – взрослый и формирование установок на совместную деятельность.

       На этом этапе все идет обычно замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему накопившуюся ласку и нежность. Ребенок старается понравиться. Ему нравятся его новая семья, доброе отношение, новые игрушки.

       Задачи первого этапа:

  • Установление позитивного эмоционального отношения ребёнок – взрослый;
  • Ознакомление ребёнка с правилами и нормами поведения семьи;
  • Установление первичных взаимоотношений с членами замещающей семьи;
  • Оказание помощи в принятии ребёнком новой обстановки (интерьер квартиры, магазины, школа, двор).

       Также необходимым шагом становится сохранение первичных привязанностей ребёнка с родственниками, сложившихся до оформления замещающей семьи. Это важно для того, чтобы не усугубить проблемы, связанные с разлукой с семьёй: страх, тревога, чувство вины. Поддержание первичных привязанностей способствует формированию эмоциональных связей между ребёнком и приёмными родителями.

       Этот этап наиболее опасен для построения дальнейших отношений, так как приёмный родитель не видит основных трудностей, переживаемых ребёнком, считает, что ситуация стабильна. Именно на этом этапе необходимо провести диагностику особенностей поведения, деятельности и коммуникации ребёнка, которые позволят в дальнейшем углубить и индивидуализировать коррекционную карту ребёнка.

       Рекомендации родителям.

  • Отнеситесь бережно к чувствам ребенка. Не стоит сразу претендовать на родительство, называть его сыном или дочерью.
  • С точки зрения ребенка, он теряет свою семью не в тот момент, когда попадает в государственное учреждение, а в тот момент, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает чувство вины, чувствует себя предателем. Это может осложнить отношения с родителями.
  • Новые переживания могут негативно отразиться на самочувствии ребенка. Ребенок может испытывать тревогу, перемены настроения, плохо спать, потерять аппетит.
  • Не стремитесь загружать ребенка впечатлениями. Помогите ему постепенно освоить новое пространство, будьте рядом.

2 этап. «Уже не гость». Синдром «посттравмирующей ситуации».

       Для второго этапа адаптации ребенка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребенка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребенок перестает слушаться, ведет себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребенком.

       Установление коммуникативных связей с ребёнком на этом этапе способствует его желанию остаться в этой семье, но, одновременно приводит к появлению у ребёнка боязни возвращаться в систему государственного воспитания: «А вы меня не отдадите?». Появление у ребёнка чувства страха связанно с любым упоминанием о приюте: он не хочет ходить на праздники в Центр, встречаться с детьми, боится, что его там оставят. И здесь особое значение приобретает удовлетворение потребностей ребёнка в безопасности.

       Задачи второго этапа:

  • создание условий для возможности эмоционального отреагирования страхов у ребёнка
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

       Рекомендации родителям.

  • На втором этапе очень важно, чтобы у ребёнка появилась любимая игрушка, любимый уголок.
  • Необходимо поощрять стремление ребёнка делиться своими чувствами, переживаниями.
  • Удовлетворение потребности ребёнка в безопасности может реализоваться при помощи как невербальных методов (контакт «глаза в глаза», текстильные поглаживания, улыбка и др.), так и вербальных (беседа, вопросы, обсуждения).
  • Учитывая недостаточность развития коммуникативной сферы детей, взятых на воспитание, лучше всего использовать игры как основной способ общения с ребёнком.
  • Не стоит терять самообладание. Кризис отношений — это закономерный процесс, он свидетельствует о том, что отношения развиваются правильно.
  • Ухудшения в поведении ребенка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребенок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребенок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.
  • Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребенка.
  • Кризис помогает обнаружить проблемы ребенка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно и ребенок станет больше доверять вам.

3 этап. «Вживание».

       Существенное отличие данного этапа в том, что происходит «проверка» ребёнком приёмных родителей на стабильность ситуации. Ребёнок использует при этом негативные формы и модели поведения, которые вызывают частые конфликты и раздражения.

       На данном этапе перед приёмными родителями стоят следующие задачи:

  • Объективирование негативных тенденций личностного развития ребёнка;
  • Активизация конфликтных ситуаций и особенностей поведения ребёнка в них;
  • Эмоциональное отреагирование ребёнком чувств и переживаний, связанных с его прошлым негативным опытом при межличностных отношениях.

       Именно здесь ребёнок начинает капризничать, проявлять свою неуверенность, конфликтность, эмоциональную неустойчивость. Происходит идеализация ребёнком биологических родителей. Поведение приобретает социально – неприемлемые формы: воровство, обман, вымогательство. Определяющим направлением работы с ребёнком становится преодоление негативного опыта, формирование адекватных способов поведения и развитие коммуникативных и социальных навыков. Новая семья прошла через трудности кризисного периода. Родители гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы своего ребенка. Они хорошо: ют его сильные и слабые стороны.

       На этом этапе родители находят подход к ребенку. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, выполняет семейные правила. Улучшается его самочувствие, он прибавляет в весе, становится активнее и увереннее.

       Рекомендации родителям.

  • На этом этапе следует помнить, что любое изменение семейной ситуации может вызвать ухудшение в состоянии и поведении ребенка.
  • Ваш опыт поможет вам пережить временные трудности более спокойно.

4 этап. «Стабилизация отношений». Установление первичных привязанностей.

       При благополучной реализации предыдущих этапов приёмным родителям удаётся установить новые взаимоотношения и привязанности с детьми. На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены отношениями.

       Приемный ребенок уверен в своем будущем. Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет вспоминать о своей прежней жизни. У него появляются новые интересы и новые привязанности. Ребёнок охотно принимает предложения приёмных родителей. Он всё чаще выбирает сотрудничество и компромисс как позитивные стили поведения в конфликте. Улучшается качество жизни всех членов.

       На первый план выходит решение следующих задач:

  • Активизация сформированных в процессе работы адекватных способов поведения ребёнка и переноса их в реальную жизнедеятельность;
  • Установление прочных связей между приёмными родителями и ребенком и сохранение первичных привязанностей с близкими родственниками.

       На данном этапе поощряется детская инициативность и самостоятельность.

       Повышается уровень социальной и коммуникативной компетенции ребёнка. Хотя проблемное поведение не исчезает совсем, возникает оно достаточно редко и, как правило, в ответ на лично – значимые для ребёнка ситуации. Чувства и настроение ребёнка приобретает более реалистичный характер.

       Знание этапов социализации детей даёт стабильный положительный результат. И позволяет избежать возобновления критических ситуаций.

       Рекомендации родителям.

  • Вполне возможно, что у родителей были слишком радужные ожидания. Не стоит впадать в отчаяние. Построение гармоничных отношений с ребёнком требует времени.
  • Приемным родителям ни в коем случае не стоит забывать себя и свои чувства. Надо обязательно помнить, что родители тоже испытывают стресс, как и приемный ребенок.
  • Помните, что вам, как любому другому человеку, нужен отдых. Не стесняйтесь обращаться за помощью, делиться своими чувствами и мыслями с близкими. Это убережет от эмоциональных срыв болезней.
  • Есть люди, которые наверняка помогут вам, возьмут на себя часть забот о ребенке.
  • Не забывайте о своем здоровье, вовремя обращайтесь к врачам.
  • Если Вас тревожит какой – то вопрос, обращайтесь к специалистам: психологу, социальному педагогу.
  • Поддерживайте общение с людьми, у которых сходные проблемы – с приёмными родителями.
сайт создан ТГ Дизайн вовремя